В субботу на Светлой седмице младшая группа воскресной школы вместе с родителями и протоиереем Николаем Крикотой посетила Донской монастырь. Ей посчастливилось побывать с экскурсией в келье – последнем прижизненном пристанище Патриарха Тихона, Предстоятеля Церкви Новомучеников и исповедников Российских; в нижнем храме Большого собора и в самом Большом соборе; увидеть многочисленные надгробия, поклониться могилам выдающихся русских людей.

Малый собор теперь закрыт на реставрацию. Службы проходят в Большом соборе, куда перенесены мощи Патриарха Тихона. В этом году отмечается его двойной юбилей: 150-летие со дня рождения и 90-летие со дня кончины.

По узким стертым ступеням мы поднялись на монастырскую стену, где расположена надвратная церковь Тихвинской иконы Божьей Матери. Именно на этой площадке пребывавший под домашним арестом Патриарх Тихон мог прогуливаться, делать гимнастику, дышать свежим воздухом и через решетку стены благословлять собиравшийся народ.

В первых двух маленьких комнатках находилась охрана. Патриарх располагался в двух угловых комнатках, одна из которых была столовой, а вторая - спальней и кабинетом одновременно.

В 1991 году Донской монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Вскоре в Малом соборе случился пожар, после которого храм отремонтировали. А в феврале 1992 года в трапезной части были обретены святые мощи Патриарха Тихона. Они оказались нетленными, как и саккос, в который он был облачен, и бархатная патриаршая мантия, которой было покрыто тело. Обретенные мощи омыли по древнему чину, облачили в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. Само облачение святителя было отдано на реставрацию и теперь доступно поклонению верующих.

Несмотря на то, что в склепе была стопроцентная влажность, мощи, пролежав в земле 67 лет, сохранились почти полностью. Примечательно, что одна из панагий святителя Тихона, сделанная из бивня мамонта, здесь же, в склепе, полностью превратилась в прах - остался только серебряный оклад. «Хранит Господь вся кости их» (Пс. 33).

Сохранились и великий патриарший параман, четки, патриарший и монашеский параманные кресты, нательный крестик, драгоценная панагия, подаренная архиепископу Тихону духовенством и прихожанами Ярославской епархии. Сохранились даже вербочка (святителя хоронили на Вербное воскресенье) и флакон с благоухающим розовым маслом, которым отирали тело Патриарха перед погребением. Все это располагается под стеклом на витрине.

Было ощущение, что мы побывали в гостях у Святейшего Тихона, поклонились великому подвигу его жизни.

Справа от Царских врат в Большом соборе под особой богато украшенной сенью пребывала «Донская» икона. Говорят, что  на левом рукаве Богоматери в золотых кистях ее омофора были выписаны слова из 44-го псалма: «Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна…».

Рядом с чудотворным образом помещена рака со святыми мощами  Патриарха Тихона.

Выйдя из собора, мы долго ходили по монастырскому некрополю. Уже в «Истории Государства Российского» Николая Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище русского дворянства и богатого купечества. На памятниках можно найти такие громкие фамилии, как Вяземские, Голицыны, Долгорукие, Трубецкие. В некрополе Донской обители нашли упокоение родные Александра Сергеевича Пушкина — дядя Василий Львович, бабушка Ольга Васильевна, тетки Елизавета и Анна Львовны, а также его сестра Софья и брат Павел, которые умерли еще в младенчестве.

Здесь же расположены могилы близкого друга Пушкина А. Соболевского, С. Римской-Корсаковой, декабристов В. Зубкова и П. Свистунова, архитекторов Н. Козловского и О. Бове, выдающегося педагога К. Буренина, горнозаводчика П. Демидова и матери писателя И. С. Тургенева.

Одни из самых ранних захоронений можно обнаружить в грузинской части некрополя — в цокольной части Большого собора, куда мы спустились с экскурсоводом.

Многие надгробные  памятники некрополя были привезены с других кладбищ Москвы и Подмосковья.

На территории старого кладбища внутри обители возникают и новые захоронения: в 2000 г. сюда был перенесен прах писателя И. С. Шмелева, в 2005 г. — прах генерала А. И. Деникина и философа И. А. Ильина с женами. Среди обширной дружеской переписки Шмелева с Ильиным были такие шмелевские строки: «Вот бы встретиться! Кабы в России…»

В октябре 2001 г. здесь погребён один из старейших клириков Русской Церкви протопресвитер Александр Киселев. 13 января 2007 в некрополе Донского монастыря состоялось перезахоронение праха одного из видных деятелей Белого движения, генерал-лейтенанта колчаковского генерального штаба В. О. Каппеля. 6 августа 2008 в некрополе был похоронен русский писатель и общественный деятель А. И. Солженицын (1918—2008).

Мы подошли к небольшому земляному холмику под крестом. Вокруг него стояли огромные букеты свежих цветов. Это была могила старейшего насельника Донского монастыря старца архимандрита Даниила (Сарычева). Он мирно скончался 8 сентября 2006 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы через несколько часов после того, как в последний раз удостоился принять Святые Дары. Его духовный сын - священник трижды успел прочесть отходную.

Из  95-ти лет своей жизни 50 лет старец прожил в Донском монастыре. «Это был великий молитвенник за Россию. За духовным советом к батюшке приходили многие люди со всех концов страны. Наделенный особыми духовными дарами, отец Даниил к каждому находил особый подход», - говорят в обители. В детские годы он участвовал в похоронах Патриарха Тихона, а затем, через 70 лет, помогал обретать его святые мощи.

Насельники монастыря отметили символичность дня смерти отца Даниила: «Он очень почитал Богородицу и скончался в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери».

Наш отец Николай четыре года сослужил с отцом Даниилом и с особой теплотой вспоминает эти годы.

Показал нам батюшка еще одну святыню - мемориал «Святым Новомученикам и исповедникам Российским», созданный в 1989-1991 годах на месте погребения Якова Анисимовича Полозова - келейника Святейшего Патриарха Тихона, ценой жизни спасшего Патриарха от убийц из ГПУ в 1924 году.

В 1920-1930-е гг. сотрудники Музея архитектуры свозили на территорию Донского монастыря архитектурные фрагменты, древние надгробия и другие ценности, которые удавалось собрать с уничтожаемых в эти годы гражданских (Красные ворота, Сухарева башня) и церковных зданий. Здесь нашли пристанище шесть уникальных скульптурных горельефов с храма Христа Спасителя, взорванного большевиками в 1931 году.

Выбор сюжетов для этих горельефов император Николай I предоставил святителю Филарету Московскому.

Пять горельефов создал скульптор Александр Васильевич Логановский (1812-1855 гг.), работавший в области монументально-декоративной скульптуры на библейские и русские исторические темы. А. С. Пушкин назвал его произведения «народной скульптурой».

В 1847-1849 гг. Александр Васильевич исполнил мраморные горельефы и фигуры святых для украшения внешних стен храма Христа Спасителя (30 скульптур из 40).

Пять сохранившихся работ А. В. Логановского в 1951 году были вмонтированы в арки восточной монастырской стены: «Преподобный Сергий благословляет Великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами»; «Встреча Давида, победившего Голифа»; «Мельхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями»; «Мариам, воспевающая победу своего народа над врагами» (эту скульптуру называют одним из лучших женских образов в монументально-декоративной скульптуре XIX века); «Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями». Здесь же выставлен и горельеф «Воин Георгий» скульптора Н. А. Рамазанова.

В конце экскурсии мы зашли в монастырскую трапезу и согрелись горячим чаем с пирожками.

Текст и фото Елены Пиотровской

Использованы материалы из открытых источников