78LsLW2LFh6mQ 1

78LsLW2LFh6mQ 1

8 ноября, на следующий день после Димитриевской родительской субботы, позднюю Литургию совершил иерей Феодор Сидоров. Ему сослужил диакон Олег Королев.

По окончании богослужения иерей Феодор произнес проповедь на Евангельское чтение о богаче и Лазаре.

 

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы слышим притчу о богаче и Лазаре на следующий день после поминовения усопших. Можно вспомнить, что после Мясопустной родительской субботы в Неделю о Страшном суде в храмах читается похожая притча. После молитвы об усопших, мы не можем не задуматься об их и нашей загробной участи, и Церковь предлагает нам соответствующее нашим мыслям чтение.

 Был некий богатый человек, который всю жизнь пользовался всеми благами, прекрасно одеваясь, пируя ежедневно со своими ближними и гостями, а у его ворот также в течение многих лет находился нищий по имени Лазарь, всегда голодный, почти раздетый и никому не нужный, которому лишь собаки оказывали некое внимание, зализывая его гноящиеся раны. И вот оба человека умерли: у всех у нас - людей живущих - наступает этот момент. И далее картина меняется противоположным образом: теперь Лазарь блаженствует, находясь на лоне Аврамове в раю, а богач мучается в аду. Что такое здесь рай? Христос говорит иудеям еще в то время, когда Он сам не сошел во ад и не вывел оттуда праведников и не открыл им путь в Царствие Небесное, но есть уже некое приближение – рай, лоно Авраамово. И мы видим, что уже есть разделение усопших, причем такое бесповоротное, что невозможно Лазарю, который находится вместе с праведниками, исполнить просьбу бывшего богача: омочить палец и коснулся его языка. Можно представить, какое здесь описано мучение нечеловеческое! Оказывается: богач, наслаждаясь всю жизнь, получил все благое. Но, главное, что, получая удовольствия, он не замечал рядом с собой всю жизнь Лазаря, не воспринимал его как человека и ничем ему не помог. А Лазарь всю жизнь страдал, но при этом не злобился, не завидовал, не роптал, он мирно и терпеливо переносил свои страдания. И теперь он наслаждается, а богач страдает. Тогда он обращается с другой просьбой, потому что чувствует, что его родные братья, по-видимому, младшие, увидев пример его жизни, живут так же, как и он, и не подозревают, что их ожидает после смерти. И он просит, чтобы к ним был послан Лазарь и предупредил их. На что в ответ слышит, что у них есть Писание, у них есть пророки, у них есть Заповеди Моисеевы, которые достаточны для человека, ибо там все написано, как нужно жить. Бывший богач, вспоминая свое отношение к Писанию и пророкам, возражает, что они исправятся, только если их предупредит умерший человек. И слышит ответ, что если Моисею они не поверили, если пророков не послушали, то даже и если и мертвый воскреснет и придет, то и ему не поверят. Вот такая страшная притча! Есть люди, которые всегда себя оправдывают и ничего не боятся. Но для человека, который видит свои недостатки, видит свою постоянную нелюбовь к тем людям, которые находятся рядом, замечает за собой, что относится к окружающим людям как язычник: любит только тех, кто его любит, например, только своих ближних, но совершенно не замечает, совершенно не относится как к равным ко многим другим, и находит всегда для себя какое-то извинение и оправдание, почему не помогает и не хочет им помогать. Другое дело, если человек хочет помочь и не имеет средств. Тогда он может хотя бы подойти к несчастному, пожалеть его, как-то его своим вниманием порадовать. Но часто мы даже и этого не можем и не хотим сделать. И сегодняшняя притча нам говорит: богатый был осужден не за то, что он был богат, ничего не говорится о том, что его богатство было плодом каких-то злых дел. Возможно, он получил его просто по наследству. Но в контексте Евангелия мы знаем, что все богатство, которое имеет человек, это не его собственность, это есть некая ссуда, которую нам дает Господь, ожидая, чтобы мы ее использовали для добрых дел. Нам ничего здесь не принадлежит. Вот за что страдает богач. Он теперь лишился навсегда даже имени своего, хотя оно конечно же было. Оно не записано в книгу жизни, хотя у каждого богатого человека наверняка на могиле можно себе представить богатый памятник, и там это имя написано, но у Бога это имя уже забыто … А вот Лазарь, который по человеческим меркам ничего собой не представлял, вошел своей доброй душой в жизнь вечную, и имя его записано в книгу жизни.

 Сегодняшняя притча помогает нам проверить, правильно ли определена цель нашей жизни? Поверхностно зная Евангелие, многие утверждают: «Вот и Христос говорит нам, что плохо быть богатым, не должно быть разделения на богатых и бедных на земле, должна уже здесь восторжествовать справедливость!» Действительно, справедливость восторжествует, но где? Она восторжествует по окончании земной жизни человека. А если мы начнем спешить, если мы скажем на основании сегодняшней притчи: «Не должно так быть, надо помочь богатому избавиться от богатства, пока он жив. Надо дать Лазарю то, чего ему не хватает в этой жизни», - правильный мы сделаем вывод? Если мы имеем возможность помочь такому Лазарю, то мы должны это сделать, мы должны уподобиться этим собакам, которые лизали раны бедняка, и хотя бы немного облегчить его страдания. Но можем ли мы отнять у богатого, чтобы дать нищему? Хотя ни один богач, который изображен в Евангелии, не оправдывается - ни тот безумный, который житницы хотел сломать и построить новые и сказать душе своей: «Душа, ешь, пей, веселись», ни тот юноша богатый, который спросил: «Что мне делать чтобы наследовать жизнь вечную», а Христос сказал ему: иди продай «все, что имеешь, и раздай нищим», и он ушел опечаленный. Так вот, хотя ни один их них не оправдывается, но не ставится перед нами такая задача Богом – у одних богатство отнять и отдать другим! Всякий человек, имущий что-либо, предупрежден, что спасительно это богатство использовать на нищих, на этих Лазарей. Иначе трудно богатому войти в Царство Небесное, потому что богатство нас расслабляет, всякое имущество заставляет ему служить и отвлекает от главной цели жизни. Поэтому Господь и говорит: «имущие будьте как неимущие».

Но так как большинство людей цель поставили неправильно, для большинства главное – перераспределение благ и наслаждение ими здесь на земле и не кем-то, а мною лично. Церковь же учит людей меньше думать о земном, а больше о небесном. Она постоянно напоминает: рай на земле не построить, никакое счастливое для всех общество сделать нельзя в силу того, что человек поврежден и даже если некоторые люди бывают праведниками, все таковыми никогда не станут. Поэтому всегда будут несправедливость, неравенство, преступления. Наш «мир во зле лежит», а князь этого мира – диавол, вот о чем говорит нам Господь. Поэтому Он ставит вопрос не о спасении этого мира, а о спасении своей души, о том, в каком мы находимся положении, каждый из нас, что мы можем сделать для того, чтобы спастись. Лично помогать или лично делиться, просить, но не заставлять делать это других. Потому что, отнимая богатство насильно, мы не спасаем души богатых от ада. Давая некоторое богатство Лазарю, мы не помогаем ему спасись и войти в Царство Небесное. Тут совсем другое, Евангельское измерение правды. Жалея Лазаря и помогая ему своими силами и благами, мы и ему облегчаем страдания, и сами приближаемся к возможности войти в Царство Небесное, а отнимать у богача – это благими намерениями идти в ад. Отнять с любовью еще ни у кого не получалось!

Каждый год мы заново осмысляем сегодняшнее Евангельское чтение - то, что сказал нам Христос. Каждый год слушаем и не слышим, и каждое новое поколение повторяет ошибки тех, кто эти ошибки уже сделал: опять думаем, нельзя ли насильно установить справедливость? Опять нас больше всего мучают вопросы не о душе, а о собственности, кому она должна принадлежать? А Господь нам ставит вопрос: кому мы сами принадлежим, чья мы собственность? И христианин помнит - я принадлежу Богу, и все, что я имею - не мое, а дано мне Богом на время, и Он спросит с меня, как я это использовал. Вот дай Бог нам всегда такого правильного понимания Евангельских слов, а это возможно не только, когда мы Евангелие стараемся перечитывать, но и когда находим время для чтения святых отцов, которые это Евангелие нам истолковали. Аминь.